Какая должна быть температура воздуха в рабочем помещении? Если она ниже положенной нормы, могу ли я отказаться выполнять свои обязанности?
Отвечает главный технический инспектор труда Белорусского профсоюза работников отраслей промышленности «БЕЛПРОФМАШ» Григорий КИЩУК:
– Согласно гигиеническому нормативу «Микроклиматические показатели безопасности и безвредности на рабочих местах», оптимальной температурой для работы в офисе в холодный период считаются 22–24 ºC тепла, а допустимой – 20 ºC. Если положенного минимума невозможно достичь, микроклиматические условия должны рассматриваться как вредные и опасные, при которых нанимателю следует использовать меры защиты работников (постановление Минздрава от 30.04.2013 г. № 33). В частности, это может быть создание помещений для отдыха и обогрева. Плюс в зависимости от того, насколько температура воздуха в рабочем помещении ниже допустимой, сотрудникам должны предоставляться перерывы для обогрева. Через какой промежуток времени – прописано гигиеническим нормативом, утвержденным упомянутым постановлением Минздрава.
К слову, использование обогревателей законодательством не запрещено. Однако есть требование: приборы должны быть заводского изготовления.
Что же касается отказа от выполнения своих обязанностей, то по Закону «Об охране труда» работник имеет на это право в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до момента устранения этой опасности. В таком случае он обязан незамедлительно письменно сообщить об этом нанимателю либо уполномоченному должностному лицу, указав мотив. Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка при этом не отменяется.