Гомельская областная организация Белорусского
профсоюза работников здравоохранения

246050, г. Гомель, ул. Советская, 29
prof_zdr@mail.gomel.by
+375 (232) 32-95-21, 26-34-53, +375 (29) 661-88-72
тел/факс. 32-95-24

Новости
Главврач из Гомеля развеял мифы о медицине

Даже став взрослыми, в глубине души мы всё рав­но продолжаем побаи­ваться врачей и походов к ним. Отсюда, пожалуй, и столько мифов, кото­рые окружают эту профес­сию и сферу медицины в целом. Развеять самые популярные мы попроси­ли хирурга, главного вра­ча Гомельской област­ной клинической больни­цы Андрея Табанькова. Вывод из разговора полу­чился однозначным: вра­чи такие же, как и все мы, люди со своими мечтами, заботами и страхами. А значит, самое время начать больше им дове­рять и вовремя лечиться.

МИФ 1. В медицину идут по стопам родителей

— Выходцам из династии врачей и впрямь проще со­стояться в профессии. Ведь кто как ни папа лучше научит сына: и дома работать с ру­банком, и тонкостям хирур­гии в операционной. Но есть и масса обратных примеров. Вот мне, например, пришлось этот путь становления пройти самостоятельно. Отец у меня слесарь-инструментальщик, мама работала лаборантом в городском Бюро судебной ме­дицинской экспертизы на ули­це Ауэрбаха. Именно там, ещё будучи школьником, я впер­вые увидел вскрытие тела. Наверное, это и стало первым моим ярким представлением о хирургии.

Классе в пятом мне слу­чайно попалась в школьной библиотеке книга «Очень дол­гий путь» Минионны Янов­ской об истории хирургии начиная от Андрея Везалия, Гиппократа, Авиценны и до Николая Амосова и Алексан­дра Вишневского. После этой книги к профессии я уже шёл осознанно.

Успех врача зависит от призвания. Знания важны, но гораздо важнее золотые ру­ки. А если они обе левые, то, как ни старайся, отличным хирургом не станешь. Будь ты хоть круглым отличником.

Я знаю примеры, когда сред­ней успеваемости студенты впоследствии проводили уни­кальные операции. И знаю та­кие примеры, когда выходцы из врачебной династии, где о медицинском будущем детей мечтали в первую очередь их родители, получали диплом и после нескольких лет ухо­дили из профессии. Один из них мой хороший друг. Отучился, отработал распре­деление в райцентре и подарил диплом маме и папе. Теперь он предприниматель и в этом нашёл себя. Ты либо любишь свою ра­боту, либо тебе здесь нечего делать. И этот принцип сто­ит во главе любой профессии.

 

 
 
МИФ 2. Главные врачи не занимаются практикой

— Как правило, все зани­маются. Во-первых, если ты пять лет не практикуешь, то квалификацию потом придёт­ся заново подтверждать. А в жизни ведь всякое может слу­читься. Сегодня ты руководи­тель, завтра — нет.

Во-вторых, главврачу нуж­но видеть свою больницу из­нутри, понимать проблемы. Чтобы спрашивать за ошибки в части диагностики, лечения и назначений с подчинённых, нужно самому в этом хорошо разбираться. Как ещё это сде­лать лучше, чем не стоя бок о бок в операционной?

Никто после университе­та не приходит сразу на руко­водящую должность. А вра­чам так и подавно нужно на­бираться опыта с самого ни­за. Я начинал практику в Че­черской центральной район­ной больнице, где за десять лет прошёл путь от хирурга до её руководителя.

Важно находить разумный баланс между обязанностя­ми врача и управленца. Сей­час я делаю где-то одну-две операции в день. Длиться они могут от получаса до трёх- четырёх часов. Но операци­онная — это вершина айсбер­га. Внизу — долгая и кропот­ливая работа у постели боль­ного, обходы, перевязки, на­значения, заполнение меддо­кументации.

 

Хозяйственная нагрузка то­же большая. Наша больница, по сути, это конечная точка оказания медицинской помо­щи в области. Поэтому самых сложных пациентов привозят именно сюда. И нужно под­держивать уровень как в пла­не оборудования, так и квали­фицированных специалистов.

МИФ 3. У врачей нет времени на личную жизнь

— Сейчас мой рабочий день заканчивается где-то в 20 часов. Но в Чечерске на первых порах я вообще целый год был единственным хирур­гом на весь район. А это от­деление на 25 коек, приёмы в поликлинике, медосмотры по линии военкомата. Я не успевал переступить порог дома, как уже раздавался зво­нок из больницы — перелом, ДТП, травма…

Приходилось буквально жить на работе, не спать по три ночи подряд. В таком ритме можно работать, пока ты молодой и ещё есть за­дор. Через пару лет наступает выгорание. Вот откуда такая текучка медицинских кадров на районе. С другой стороны, врач за эти два-три года совер­шает огромный рывок в плане профессионального роста.

Иногда у врачей профес­сиональная и личная жизнь тесно переплетаются. У ме­ня в Чечерске осталась мас­са знакомых, с которыми под­держиваю отношения. Мно­гие из них сначала были мо­ими пациентами, а потом уже стали друзьями. Когда я толь­ко начинал работать в Чечер­ской районной больнице, при­везли мужчину с пулевым ранением в живот. Тот рас­сказал, что хотел распугать бездомных собак и ударил патрон молотком, чтобы вы­звать взрыв, а пуля отскочи­ла в живот. В паховой области — маленькое отверстие, по­дозрение на перитонит. Де­лаю снимок и вижу — пу­ля прошла через весь живот и застряла где-то в мышцах тазового дна. В операцион­ной убеждаюсь, что всё пло­хо, насчитываю 18 ранений тонкого кишечника. Заши­вать их пришлось очень дол­го, но пациент выжил. Сей­час мы хорошие друзья, об­щаемся до сих пор. А пулю я из него, кстати, так и не до­стал — не нашёл.

Моя отдушина — это дети и семья. Вместе мы путеше­ствуем по стране. Много где уже побывали и убедились, что красивее мест, чем на Че­черщине, не найти. Да и лю­ди там хорошие, простые. У нас под Чечерском есть дача, куда стараемся уезжать в вы­ходные. А вот вы знаете, что в Беларуси сохранились всего три ратуши: в Минске, Витеб­ске и Чечерске? Та, что в Че­черске, построена во второй половине XVIII века.

МИФ 4. Пациент всегда прав

— Сейчас люди стали счи­тать себя экспертами во всех областях. Больше доверяют Гуглу, чем врачам, ставят се­бе диагнозы по интернету и назначают лечение… Приво­дит это порой к страшным по­следствиям.

Расскажу недавний слу­чай. Поступил к нам пациент с большой кистой поджелу­дочной железы. Образование нужно было удалять, потому что от кровотечения в кисту он может погибнуть. Но не возрастной ещё мужчина, с высшим образованием, кате­горически отказался прини­мать диагноз и не согласил­ся на операцию. Его уговари­вали лечащий врач, завотде­лением, потом консилиум из врачей. Всё бесполезно.

Люди должны заботиться о своём здоровье, доверять врачам, а мы, в свою очередь, это доверие оправдывать. Вот что важно.

Ведь все пациен­ты, которые не согласны с ди­агнозом и лечением, которые капризничают и не хотят вы­полнять назначения, отказы­ваются от операций, потом к нам же и возвращаются. Толь­ко уже в гораздо худшем со­стоянии.

Печально, что к медицине общество в наши дни отно­сится как к сфере обслужи­вания. А у врача уже нет того авторитета, что раньше. Как и у педагогов. У меня двое ма­леньких детей. И я порой по­ражаюсь, когда слышу, как не­которые родители разговари­вают с воспитателем и нянеч­ками в детском саду. В этом смысле в райцентре было, что ли, проще. Пациенты там сго­ворчивее. Может, потому что не у всех есть интернет (улы­бается — прим. авт.).

МИФ 5. Медицина финансируется по остаточному принципу

— Этот миф легко развеять на примере областной больницы. Ско­ро мы завершаем строительство по­мещения под установку магнитно-резонансного томографа и ангио­графа. Готовность объекта — уже порядка 80%. Ангиограф закуплен Минздравом и ждёт своего часа на складе. МРТ должны поставить до конца июля. Стоимость строительства здания и его внутреннего обустрой­ства, включая вспомогательную ап­паратуру — системы кондициониро­вания, вентиляции, видеонаблюдения, портативный ИВЛ, озонаторы, мебель, — измеряется миллионами рублей.

Ввести в строй МРТ планируем как можно быстрее, в идеале — в начале сентября, потому что старый аппарат списан ещё в 2021 году как исчерпав­ший ресурс. Сейчас своих пациен­тов мы направляем на исследование по специальному графику в Больни­цу скорой медицинской помощи и в областную детскую больницу на Жарковского.

Новый ангиограф также очень вос­требован. Он нужен, например, для проведения эмболизации. Если объяс­нять простым языком, это когда через сосуд к месту сложного кровотечения, которое невозможно остановить дру­гим способом, вводится катетер и ту­да помещается специальный «плом­бировочный материал». То есть сосуд закрывается изнутри.

Как метод лечения некоторых па­тологий эмболизация не имеет себе равных. Ту же миому матки не обя­зательно удалять, можно перекрыть питающий узел сосуд, кровь к мио­ме перестанет поступать, и она умен­шится. Делается процедура под мест­ной анестезией через прокол в пахо­вой области.

Уже выделено финансирование и разрабатывается ПСД под уста­новку рентгенотерапевтическо­го аппарата. Сам он также заку­плен и хранится на складе. Аппа­рат очень важный с учётом про­фильности нашей клиники. Он бу­дет использоваться в лечении пан­креатита и всевозможных ревмати­ческих поражений, которые подда­ются терапии рентгеновскими лу­чами. Излучение в этом случае от­личается от того, что использует­ся в диагностике, оно более мощ­ное, способно подавить воспале­ние в больном органе.

И это ещё не всё. В 2025 году планируем ввести в строй новое центральное стерилизационное от­деление. По сути, это сердце боль­ницы, то место, где стерилизу­ются все инструменты, перевя­зочные материалы и расходники. Под ЦСО будет переоборудовано отдельно стоящее здание медицин­ского архива.

Важно, что больнице при этом уда­лось сохранить специалистов высо­кой квалификации, а сейчас гото­вим ещё эндоваскулярных хирур­гов. Как только новое оборудование будет введено в строй, они сразу же приступят к работе. Хорошо бы ещё решить сложный вопрос с перепод­готовкой нейрохирургов, который мы уже озвучили в Минздраве. Если раньше на неё уходило четыре меся­ца, то сейчас обычный хирург, что­бы получить квалификацию нейро­хирурга, должен три года отучиться в очной ординатуре. Это очень мно­го, учитывая, что зарплату при этом специалист не получает, только сти­пендию.

Но, несмотря на наши успехи и сложности, которые есть у всех, в об­ластной больнице работают люди со светлыми головами и золотыми рука­ми. Своих пациентов они ставят вы­ше личных благ. В этом я уже смог убедиться за почти полгода работы в должности главного врача.

АВТОР: ЕЛЕНА ЧЕРНОБАЕВА. ФОТО: ВЯЧЕСЛАВ КОЛОМИЕЦ

Источник: https://belkagomel.by/2024/06/12/glavvrach-iz-gomelya-razveyal-mify-o-medicine/

 

Наверх